Исторический перелет в рамках проекта «Аляска — Сибирь-2015», приуроченный к 70-летию Великой Победы, в эту субботу сделает остановку в Якутске.

Все военные годы на трассе Алсиб, участвуя в перегоне американских самолетов, работал один из известнейших летчиков Якутии — Валерий Кузьмин.

Вот как об этом периоде жизни В.И.Кузьмина писал в своих публикациях писатель, кандидат исторических наук Иван Негенбля:

В октябре 1941 года решением Государственного Комитета Обороны для связи с США началось строительство Особой воздушной линии (ОВЛ) через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию до Красноярска. Из Якутской авиагруппы в распоряжение Управления ОВЛ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существующих аэродромов, откомандировали из Якутской авиагруппы нескольких пилотов. В их число попал и Валерий Кузьмин.

Где только не садился Кузьмин на вездесущих бипланах У-2 и П-5. Выручал опыт. В Усть-Нере еле примостил самолет прямо на улице — другого, более удобного местечка не сыскал. В родном Инняхе приземлился на хлебное поле. Не обходилось без ЧП. Как-то при посадке на озеро в районе Чагды самолет, проломив лед, провалился по самые плоскости. К счастью, случилось это недалеко от берега. Но только через трое суток, с помощью местных жителей и пассажиров удалось вызволить его из ледового плена.

Международная санитарная авиация

Не одна подобранная с самолета Кузьмина площадка в тайге и тундре становилась аэродромом перегоночной трассы.

Осенью 1942 года на пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском были в основном закончены строительство и реконструкция аэродромов, и по воздушной трассе, получившей название «Аляска — Сибирь», началась перегонка самолетов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу.

А самолет Кузьмина продолжал летать не только по безбрежным просторам Якутии, но бывал и в Иркутской области, и даже в Красноярском крае. Возил срочные грузы и запчасти, почту и служебных пассажиров, выполнял неотложные санитарные задания.

За время войны по трассе Аляска — Сибирь было доставлено в Советский Союз около восьми тысяч самолетов, активно участвовавших в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Условия полетов на трассе были очень сложные, не обходилось без летных происшествий и трагических событий. Нередко на поиски пропавшего самолета вылетал Кузьмин.

В личном деле Валерия Ильича за годы войны накопилось много характеристик и представлений к поощрениям. В этих документах есть и небезынтересная для нас информация, которая как бы подытоживает работу пилота Кузьмина за этот период:

«Младший лейтенант В.И. Кузьмин прибыл в 8-й транспортный авиаполк 1-й перегоночной авиадивизии в октябре 1943 года на должность второго пилота самолета С-47. Хорошо освоил вождение самолета по радио, умело пользуется им при полетах вне видимости земли. Техника пилотирования днем в открытой кабине отличная, в облаках — хорошая. К предполетной подготовке относится серьезно. Летать любит, в полетах вынослив».

За время работы в полку Кузьмин перегонял американские самолеты С-47, а также занимался перевозкой личного состава перегоночных полков, пассажиров и грузов. В феврале 1946 года он был утвержден в должности командира воздушного судна.

Комментирование закрыто.

WildWeb

Top.Mail.Ru